Финансировать предпринимателей означает всегда быть в курсе того, как бизнес реагирует на реформы, актуальную экономическую повестку и изменения в законодательстве. Собственных накопленных ресурсов у предприятий нет или недостаточно из-за затяжного кризиса и низкой деловой активности. Бизнес нуждается в финансовом допинге. На основе инсайдов «с полей» малого и среднего бизнеса, мы прогнозируем главные тенденции развития лизингового сектора в Украине.

Налоговый кредит для аграриев

До 2016 года аграрии имели возможность не платить НДС в бюджет государства, зарегистрировавшись субъектом специального режима налогообложения НДС.

Это значило оставлять сумму НДС, подлежащую к уплате, в распоряжении сельхозпроизводителя и направлять ее на компенсацию факторов производства (другими словами – на обновление основных средств).

В 2016 году по отношению к сельхозпроизводителям действовал уже измененный специальный режим налогообложения НДС. Предусматривалось, что в зависимости от типа производимой сельхоз продукции использовалась различная методика распределения сумм НДС, подлежащих к уплате в бюджет и размещаемых на специальных счетах сельхоз предприятий.

Так, производители зерновых, 85% НДС перечисляли в бюджет, а 15% накапливали на специальных счетах предприятия для обновления основных средств производства. Предприятия, работающие в сфере животноводства, лишь 20% НДС направляли в бюджет, а 80% – распоряжались самостоятельно.

С 2017 год специальный режим налогообложения в части оплаты НДС для сельхоз производителей был упразднен. Таким образом, увеличилась налоговая нагрузка целой отрасли. Это мигом отразилось на подходах к организации работы предприятий сельского хозяйства.

Как это работает на практике?

До 2016 года фермер реализовывал собранный урожай за приемлемую цену и уже с деньгами на счету в банке начинал заниматься вопросами материального обеспечения производства, подбора техники и т. д.

Теперь каждая отгрузка продукции влечет за собой формирование налогового обязательства в части оплаты НДС в бюджет. Дабы избежать излишних налоговых затрат сельхозпроизводитель должен в одном отчетном периоде с отгрузкой и формированием налогового обязательства получить соизмеримый налоговый кредит от поставщика.

За вырученные с продажи продукции деньги покупается товар с НДС: топливо, удобрение, с/х техника, запчасти. Если речь идет о б/у тракторе или комбайне, то его еще нужно найти, проверить и осуществить покупку.

Если покупка в лизинг, то нужно к списку действий агрария добавить сбор и подачу документов для кредитной оценки и получение решения кредитного комитета. Осуществить все это в течение одного месяца может быть проблематично, а риск уплаты НДС в полном объеме в бюджет вполне реален.

Поэтому нормой становится ситуация, когда аграрий сначала находит технику, которую хочет купить, а потом уже только реализует продукцию. В этих новых условиях скорость принятия кредитного решения, сроков поставки техники и оформления сделки стала критически важной.

Лизинговые компании в 2017 году будут более тесно работать с сельхозпроизводителями в части финансового и налогового планирования, беря на себя не только кредитную функцию, но и консалтинговую.

Строительство автомобильных дорог

Активные инвестиции в дорожное строительство были начаты еще в 2016 году. Как оказалось, бюджетное финансирование – далеко не все, что необходимо для восстановления дорожного хозяйства страны. Дефицит техники и региональных дорожных строительных компаний – серьезный «стоп-кран».

В Украине дорожное строительство преимущественно состояло из ремонта магистралей и дорог областного значения. Подряды распределялись среди крупных компаний национального масштаба и техника, задействованная в таких работах, имеет определенную специфику: большие афсальтоукладчики и дорожные фрезы, тяжелые катки и т. д.

Когда речь зашла о ремонтах районных дорог, оказалось, что делать на местах это некому, а крупным национальным строителям не интересно.

В 2017 году на ремонт автомобильных дорог бюджетом предусмотрено более 29 млрд гривен. Децентрализация дорожного строительства и региональные подряды стимулируют развитие местных строительных компаний, которые уже активно наращивают парки строительной техники.

Объем рынка строительной техники, которую необходимо закупить для осуществления программы ремонта дорог в Украине – это миллиарды гривен.

Закупку этой техники готовы финансировать лизинговые компании, поскольку строительные компании не смогут обойтись исключительно собственными финансовыми ресурсами.

Грузовые автомобили из Европы

Долгое время украинский рынок б/у грузовых автомобилей, на ряду со странами Африки, был “свалкой” для европейских тягачей. Разрешение на ввоз автомобилей с нормой выхлопа Евро-3 имели очень не многие рынки мира и продавать старые тягачи становилось все сложнее.

Для украинских же перевозчиков, которые работают на внутреннем рынке перевозок б/у, тягач 2005-2007 годов являлся единственной доступной альтернативой (по бюджету) для обновления своего еще более старого подвижного состава, который порой уже разменял второй круг на одометре и наездил более 2 миллионов километров.

Соответственно, до 2016 года Евро-3 был наиболее массовый и востребований сегмент грузовиков в Украине, которые завозили как официальные дилеры, так и серые.

Запрет 2016 года на ввоз грузовых автомобилей ниже стандарта Евро-5 заставил даже местных перевозчиков закупать более свежие и дорогие автомобили. Это сформировало дополнительные затраты в отрасли, но слабо отразилось на стоимости фрахтов. И без того высокая себестоимость перевозчика стала еще выше.

Многие из них готовы самостоятельно везти себе тягачи из Европы, чтоб сэкономить на услугах посредников и дилеров. Но и такие уловки не прибавляют существенно оборотных средств. Потребность в финансировании обновления транспортных парков в Украине будет только расти.

Антон Дядюра, финансист, генеральный директор компании «ЭСКА Капитал»

Read Full Article