Freelancehunt проанализировал имеющиеся данные об используемых сервисах и провел опрос специалистов. Их мнения разделились: кто-то планирует заменить сервисы российских компаний на украинские или международные аналоги, кто-то — продолжит их использовать и далее.

Блокировку платежной системы “Яндекс.Деньги” ощутят на себе немногие — в первой половине 2017 года для получения средств ее использовали менее 3% фрилансеров. Для сравнения — в середине 2015 года эта цифра была на уровне 8%.

А вот блокировка соцсетей и почтовых сервисов более ощутима.

При регистрации на фриланс-бирже фрилансеры указывают почтовый ящик и привязывают свои социальные профили. Анализ этих данных показал, что среди почтовых ящиков наибольшее число — заблокированных российских (44,7%). Среди них почтовых ящиков группы Mail.ru — 32,1%, Яндекса — 12,6%.

Вторая по численности доля — у международных, их используют 40,5% фрилансеров. Большинство из них пользуются Gmail от Google — 39,2%, намного меньше почтовых ящиков Yahoo (0,6%) и Hotmail (0,5%). Украинские почтовые сервисы на третьем месте с долей в 10,7%. Наиболее популярен Ukr.net (7%), меньше доля у I.ua (2,1%), Bigmir (0,8%) и Meta (0,8%).

Если говорить о социальных сетях, которые используются фрилансерами, совокупная доля международных в два раза больше, чем доля социальной сети VK. Однако если говорить о них в отдельности, то VK уверенно лидирует — ее используют 36,3% пользователей. Facebook на втором месте с долей в 26,7%. Далее идут Google Plus (19,3%), Twitter (8,8%) и Linkedin (8,7%).

Read Full Article